СЛОВО О ПОЭТЕ

«А завтра снова в долгий путь,
Туда, за дальние отроги,
И болью всколыхнется грудь
От древней горечи дороги...»

«О жизнь моя!
Тебя я расплескал
по километрам долгих расстояний,
где нет теперь костров моих сияний,
лишь только пепла серая тоска...»


Олег Сергеевич Чернецов родился 14 сентября 1943 года в деревне Лебяжье Свердловской области. Его отец, Сергей Чернецов, будучи репрессирован по политическим мотивам, встретился со своей будущей женой Марией Сергеевной в Гулаге - Олег стал их первенцем.

Сам Олег был из поколения шестидесятников-романтиков — в юные годы он не только писал стихи, но и летал на спортивных планерах, спускался в акваланге на морское дно, был лучшим вратарем футбольной команды г. Хабаровска.

Недремлющий дух скитаний» позвал его в моря - Олег отслужил пять лет в Военно-Морском флоте, плавал и «под сенью Южного Креста». Флотскую выправку, тельняшку и привычку к строгому порядку он сохранял до конца своих дней. Возможно, в это время зародилась в его лирике тема дороги, которая проходит лейтмотивом через все творчество. Александр Блок писал, что поэты воспринимают жизнь как дорогу — это мироощущение определило судьбу Олега. На протяжении многих лет он осмысливает свою жизнь в поэтических строках как вечный поиск и движение.

В 1973 г. Олег оканчивает геологический факультет Дальневосточного политехнического института. С тех пор уже геологические маршруты пересекаются с поэтическими:

«... и бегут, бегут дороги
под завесой облаков,
словно трепетные строки
недописанных стихов».

В геологию его позвала не только романтика костров и палаток:

«Рюкзак, штормовка, пистолет...
Пришла пора, дружок!
Зовёт проснувшийся рассвет
В сырой туман дорог...»

Олег был настоящим профессионалом, удачливым поисковиком и опытным полевиком, его маршруты пролегли по бескрайним просторам Якутии, по дальневосточной тайге и Кольскому полуострову, по горам Камчатки и Хабаровскому краю. По рассказам геологов, с которыми поэт «делил костер и палаточный кров», с ним всегда было интересно и легко, чувствовалось надежное плечо друга. В экспедиции Олег ездил до конца своей жизни и провел в поле, по словам жены Людмилы, треть жизни. Летом 1998 г., будто предчувствуя конец, Олег сказал: «Это моё последнее поле...». 23 мая 1999 г. острый сердечный приступ оборвал его жизнь.

«Жизнь промчалась...
Сгинет ночи тяжёлая тень,
Вспыхнет солнце, и сбудется день...»
«Всё пройдёт, всё исчезнет когда-то,
Только сердце тихонько щемит,
Будто только оно виновато»…

При первой моей встрече с Олегом поразила его начитанность, он с упоением цитировал своего любимого Николая Гумилева и Р. Киплинга, сообщая между делом интереснейшие подробности из их жизни. Он мог часами увлечённо говорить о прекрасном благоуханном языке прозы Гоголя и тут же шуткой стилизовать свою речь под гомеровский гекзаметр. Иногда брал в руки гитару и пел, поблескивая глазами из-под лохматых бровей.

Олег прекрасно знал классическую музыку, частенько напевал полюбившиеся арии из опер и оперетт, неплохо разбирался в живописи, любил театр. Круг его интересов был чрезвычайно широк: он помогал своей жене Людмиле, этнографу по специальности, в издании фольклорных текстов юкагиров Верхней Колымы, занимался их литературной обработкой. Сборники «Лунное лицо», «Хозяин Земли» — это совместное счастливое детище Людмилы и Олега.

В последние годы жизни Олег начал работать над «Летописью города Якутска», старой малоразборчивой рукописью П.П.Явловского, найденной в семейном архиве. В течение более двух лет в газете «Якутск вечерний» регулярно публиковались главы из этой уникальной летописи, тщательно выверенные и подготовленные им. Помню, как один геолог шутливо возмущался: «Я якут и ничего не знаю о истории Якутска, а ты, нездешний человек, так много мне рассказал об этом!»

Олег жил на якутской земле, любил её, знал и дорожил её историей. Здесь родились у него дочь Маргарита и сын Григорий, здесь, в Якутии, земля приняла его прах в своё лоно.

Обо всём Олег говорил страстно: то с болью и тоской, то искрометно, приправляя речь соленой шуткой и анекдотом. Он остро переживал все события в мире. Помню, как друзья успокаивали его: «Ну что ты, Олег, так кипятишься... Это же далеко, где-то в Арабских Эмиратах!» Наверно, его никто не понимал. «...Я одинок, к чему теперь скрывать, что нет души душе моей созвучной...», — признавался поэт в своих стихах.

Очень похоже, что и поэтическое творчество Олега Чернецова имеет как бы два противоположно заряженных полюса - это лирика, пронизанная элегической грустью и болью, и сатирическая, гражданская поэзия, исполненная народного юмора и сарказма.

«Осень, как ты дивно хороша!»
«И оживают тени на стене,
И осень появляется во мне...»

Касаясь лирики Олега Чернецова, нельзя не отметить один из ее ключевых и сквозных образов — «это осень, любимая осень», время рождения самого поэта. Осень — не просто как сезон года, это состояние души, щедрой, многоцветной, зрелой и полной светлой грусти. «Осеннее» настроение зачастую определяет эмоциональную тональность его лирики; краски осени — золотые, красные, черные — излюбленные цветовые эпитеты поэта: чёрные — излюбленные цветовые эпитеты поэта:

«Синий холод утренних небес...
Красные поляны...
... Жёлтый лес...
Чёрных гор далёкая гряда...
Резвой речки стылая вода...»

Цветопись строится на контрасте тёплых и холодных частей спектра и создаёт эмоциональную напряженность, которая разряжается в последних строках:

«...и стоять, не сдерживая слез,
перед грустным золотом берёз...
Я ж иду судьбе наперерез.
Красные поляны...
Жёлтый лес...»

Ср.: в этом же стихотворении напряжённый «конфликтный» характер имеет образ осенних «поздних цветов», «резвой речки стылая вода» и др. В последних стихах поэт, ещё полный сил и страсти, будто предчувствуя свою раннюю смерть, осмысливает сквозь призму образа осени себя и судьбу.

«...И тяжко помнить о тебе и забывать тебя уж поздно».

Вечной теме любви посвящена значительная часть поэзии Олега Чернецова. Его любовная лирика обращена в прошлое, к юности поэта («Давно это было...», «Далёкие встречи...»), и за далью лет её образы будто подёрнуты синей дымкой и туманом: «в радужном мареве грёз», «сквозь метельную роздымь», «туман над зелёной водой» и т.д.

С образом возлюбленной поэта неизменно связана вся палитра голубых, синих, сиреневых красок:

Сиреневый воздух, Серебряно-синий снежок, Холодное небо, Лиловые звёзды, Опаловый лунный кружок...

Или: «снова взгляд твоих синих очей расцветает...»; «и ночь нам светила в окошко луной голубой...». Это цвет небесно-чистой любви, далёкого горизонта, к которому устремлена душа поэта, это цвет любимых глаз...

В любовной лирике Олега Чернецова настойчиво повторяются, варьируясь, слова, обозначающие время: «Ах, время было какое!»; «пробиваюсь сквозь сутолоку прожитых лет...»; «и годы длинной чередой...»; «Ах, вечер январский...»; «Сколько лет одиноких прошло» и т.д. У поэта особые отношения и особые счёты со временем: с любимой его разлучают годы. В стихотворении, посвящённом первой встрече с возлюбленной, звон часов как предупреждение о разлуке врывается в мир двоих:

«Был чуден и странен
часов замирающий звон,
как будто в тумане
обоим нам слышался он».

С мотивом любовной разлуки связан сквозной для творчества Чернецова образ дороги, тропинки, перекрестка, образ универсальный и многоликий:

«Вместо твоей любви
вновь у меня дорога...
Все у Бога: и земля, и тайга, и цветы,
и звезда, что глядит с высоты,
у меня же одна только ты
и дорога…»

Образ возлюбленной, «королевы вдохновений», «зари» и « звёзды» его жизни, перекликается с музой поэта, которая посещает его и «в суете усталых дней, и в час ночной тиши».

«Куда нас Рок ведёт, куда?
Давно устали наши кони,
А на безумном небосклоне
Не меркнет красная звезда...»

Душа поэта, открытая всем ветрам мира, остро чувствовала болевые точки нашего времени. Гражданская лирика Олега Чернецова имела бойцовский характер. «России он служил без пафосных нуворишей, чиновников-воров, грязных политиков всех мастей, било не в бровь, а в глаз:

«Я дитя Разнузданной эпохи
Из страны Раздутых Величин,
Где травили души Скоморохи,
А суды вершили Палачи...»
«Под стихоплетство сальное,
Под вопли сексуальные
Российский нарождается «поп-арт»...
«Как тошно жить среди личин
И спеси ряженых казаков,
Средь атаманов их пузатых
И «демократов без причин»,
Среди надменных монархистов
И бесноватых коммунистов...»

Его гражданская лирика, написанная от лица рядового труженика, каким Олег оставался до конца своих дней, пронизана болью за бесправное униженное положение человека в России: «В России русская душа вообще не стоит и гроша...» или:

«У них к народу сердце глухо
И потому их рядом нет,
Когда несчастная старуха Попросит несколько монет. Такое сердце не сожмётся,
Его от боли не стеснит,
Когда по улице плетётся
Войной побитый инвалид».

Интересно отметить, что метафорой современной перестройки России служит тоже образ осени, «межсезонья», но это уже не та, а другая осень — хмурая, слякотная, она символизирует межвременье, которое переживает Россия. См. стихотворения «Якутск. Октябрь», «Межвременье», «А у князя-то дела — горе...» и др.

В гражданской лирике поэта мотив дороги перерастает в традиционный образ неведомой дороги, которую суждено пройти многострадальной России.

Хочется немного остановиться на его неподражаемом юморе, искрящемся от полунамеков и недомолвок. В новогодней сказке-пьесе «Любовь и слезы» автор повествует в иносказательной шутке, искрящейся от полунамёков и недомолвок. В новогодней сказке-пьесе «Любовь и слезы» автор повествует в иносказательной шутливой форме о современной жизни и болячках общества, рисуя колоритные образы супружеской пары Потапыча с Медведицей, новых русских и милиционеров. Благодаря прекрасному языку и стихам, сказка удивительно легко читается и запоминается. Говорят, что многие цитаты из нее ходили по Якутгеологии как крылатые слова ( «жены ценят-то в гроши состояние души» и др.)

Особое место в поэтическом наследии Чернецова занимают 50 рубай, которые поэт специально сочинил в 1998 г. и посвятил 950-летию со дня рождения великого Омара Хайяма. В них безупречно выдержаны каноны жанра и точно переданы традиционные образы поэзии Востока. Олега всегда отличало не только трепетное отношение к слову, но и ревнивое, я бы даже сказала, пуританское отношение к формальной технике версификации.

Рассказывают, что после окончания работы над восточным циклом поэту во сне явился сам Омар Хайям, в белоснежной чалме и халате. «О почтеннейший! Спасибо, что вспомнил обо мне как о человеке. Тебе за это воздастся! Я знаю, в вашей стране сейчас трудности, но скоро будут перемены к лучшему,» — изрек восточный мудрец и исчез.

Подытоживая краткий обзор творческого наследия Олега Чернецова, отметим жанровое разнообразие его поэзии. Это сонеты, баллады, эпиграммы, басни, сказки-пьесы, эпитафии, эссе-пародии и т.д. Писал он классическим размером с неточной выразительной рифмой, поражает психологическая точность и глубина его лирики.

Одно из чудес света — это когда человеку удается сохранить свое дыхание и дух в слове: Олегу это удалось, а значит, бессмертна частица его души, воплощенная в строки.

Луиза Габышева

Сайт управляется системой uCoz